Условия зимнего хранения на берегу
Перед подъемом на берег судно следует полностью разоружить: снять сидения, пайолы; освободить все рундуки; перенести на берег аккумуляторы и т.п.
Судно следует установить на специальные подкладки, лекальные кильблоки или сани.
Располагая под корпусом кильблоки или подпорки, необходимо следить, чтобы в местах опоры обшивка была подкреплена изнутри достаточно жесткой конструкцией – поперечной переборкой, усиленным шпангоутом, фундаментом двигателя. Важно расположить опоры под двигателем и другими районами сосредоточенных нагрузок, а также равномерно распределить вес на все опоры (в противном случае корпус за время зимней стоянки может получить нежелательный прогиб).
Подготовка катера к зимовке
Поднятое для зимнего хранения судно надо сразу же вымыть снаружи и изнутри, начиная с подводной части, пока она не успела подсохнуть. Слизь, водоросли и ракушки снимают жесткой щеткой, прочный слой ракушек – мелким песком. Район ватерлинии приходится вытирать бензином или керосином, чтобы удалить с краски следы мазута и масла. Надводный борт обычно достаточно промыть мыльным раствором (один кусок хозяйственного мыла и 400г. соды на 10л. воды) при помощи щеток. Промытый борт следует насухо протереть ветошью, одновременно ободрав отставшую краску и очистив пазы от выдавленной конопатки.
Тщательно убирают мусор и грязь из внутренних помещений, прочищают шпигаты, а затем моют трюм под сланями (вывинтив предварительно сливную пробку), места хранения топлива и различных запасов, камбуз, гальюн, и т.п. Мыть нужно щетками, мыльно содовым раствором до тех пор, пока не перестанет ощущаться запах бензина, масла и гнили.
Бачки и цистерны, после того как из них слиты вода и остатки горючего, надо очистить от шлама и слизи.
Прежде чем укрыть судно чехлом, обеспечьте хорошую вентиляцию всех внутренних помещений и отсеков; уберите полики, откройте все рундуки и шкафчики, люки, двери, жалюзи и т.п. Если есть возможность, входные двери и крышки люков лучше оставить чуть приоткрытыми (подложив клинья – прокладки). Уплотняющую резину на люках, пробках и т.п. нужно промазать густым раствором мела.
Подвески, защелки и все другие металлические части, оставляемые на судне, очищают от ржавчины и грязи и смазывают тавотом или другой густой смазкой. Хромированные и никелированные детали покрывают аэрозольной жидкостью или тонким слоем того же тавота.
Детали с резьбой, такие, как талрепы, болты – задрайки, пробки, надо развинтить, очистить от ржавчины, смазать тавотом с графитным порошком и снова собрать.
Обязательно надо спустить воду из системы охлаждения двигателя, закрыть кингстон и заглушить выхлопную трубу, плотно укрыть моторный отсек от попадания влаги.
Судно, подготовленное к зимнему хранению, надо еще раз тщательно осмотреть и определить степень износа конструкций, чтобы зимой сделать некоторые детали и заготовки, необходимые для ремонта.
|