Главная » 2012 » Октябрь » 18 » Паруса
16:13
Паруса

Паруса.

 

Невозможно точно установить, когда и кем был изобретен первый парус. Но совершенно очевидно, что парус это целая эпоха в истории человечества, изобретение столь же гениальное, как изобретение колеса. И если колесо помогло человеку в преодолении земных пространств, то парус позволил ему оторваться от берега и познать мир, добраться до его самых удаленных уголков, расширить границы познания вселенной и открыть то,что долго оставалось скрытым от него.

            Плавание на парусных кораблях воспитывало превосходных моряков, знавших тысячи способов безопасного управления судном в любых условиях плавания, понимавших все капризы морской погоды.

            В сложных условиях плаваний под парусом сложилась своеобразная романтика – романтика мужественных людей, лихих моряков, не знающих страха в океане и любящих море больше самой жизни.

Эпоха паруса насчитывает несколько тысячелетий, и хотя ныне парус утратил свое главенствующее положение на море, утверждать что искусство плавания под парусами сейчас не нужно, было бы неверно. Потому что на вопрос: действительно ли человек окончательно отказался от использования энергии ветра для движения судов? Ответ будет отрицательный. В самом деле: нельзя же пренебречь этим неисчерпаемым даровым источником энергии в наше время, когда топливо для двигателей все дорожает, а добывать его становится все труднее. В наше время ведуться многочисленные проектные работы по использованию энергии ветра для движения больших транспортных и пассажирских судов, в странах с развитым  рыболовным промыслом многие малые рыболовные суда оснащаются вспомогательным парусным вооружением, что способствует значительной экономии топлива , ну а главным на сегодня пользователем паруса является спорт,

Одна из главных частей парусного судна – его движитель - паруса.

               

Прямой парус - одно из древнейших изобретений . Конструкция прямого паруса проста-полотнище прямоугольной формы крепится верхней шкаториной к поднимаемому по мачте горизонтальному рею. Управляется он при помощи четырех снастей, ввязаных по его углам. Прямые паруса успешно несли службу на трансокеанських линиях. Вооруженные ими транспортные суда долгое время составляли конкуренцию пароходам. Эффективность прямого паруса , по современным понятиям , ниже чем у парусного вооружения любого, другого типа. Тяга прямых парусов создается исключительно силой лобового сопротивления воздушному потоку, поэтому их аэродинамическое качество всегда меньше 1. Использоваться они могут только на попутных курсах и вовсе не пригодны для плавания при боковом ветре и в лавировку.

 

Косые паруса появились много позже прямых и решили проблему плавания в районах, где нельзя рассчитывать на постоянные попутные ветра. Особым вниманием они пользовались у рыбаков, немало сделавших для распространения и совершенствования этого типа парусного вооружения. Представление о косых парусах можно получить и сейчас на примере нильских фелук, астраханских бударок, полинезийских проа.

Как при прямом вооружении ,верхняя шкаторина косого паруса(еще он называется Латинским) крепится к рею а остальные остаются свободными. Отличие от прямого вооружения состоит в том, что передняя короткая шкаторина  туго притянута к рыму в носовой части лодки, благодаря чему парус сохраняет форму при обтекании его ветром под углом до 70 градусов, а управляется он одной снастью-шкотом ввязанным в нижний задний (шкотовый) угол.

Для полноценной лавировки, когда меняя галсы, можно продвигаться против ветра такое вооружение не годится. Более эффективны современные типы косого парусного вооружения показанные на рис.1.(а - шпринтовое,  б - рейковое, в - гафельное, г -бермудское).

Рис.1.

           

Наиболее простое из них - шпринтовое, может быть изготовлено даже в пути из подручных предметов: весла –в качестве мачты, шеста для распорки (шпринта) и любого квадратного полотнища подходящих размеров. Такое вооружение может быть взято на вооружение для экстремальных(аварийных) ситуаций моторных судов. Оно так же применяется на швертботах «Оптимист» -только естественно более совершенное. Его таже использовал для своего паруса А. Катайнен (подвесной парус Катайнена для моторных лодок). Специфическая особенность шпринтового паруса - заключается в возможности быстро уменьшить площадь полотнища почти вдвое, для этого достаточно убрать шпринт.

           Рейковое вооружение – можно рассматривать как вариант косого рыбацкого паруса, у которого нижняя шкаторина раскреплена гиком. Незначительное на первый взгляд усовершенствование дало ощутимый результат. За счет возросшего удлинения повысилось аэродинамическое качество паруса, а следовательно и эффективность его работы на острых курсах, упростились операции при смене галсов.

            Например Китайский рейковый парус (общеизвестный в Европе как вооружение джонки) эффективен при плавании как острыми, так и полными курсами к ветру, легко поддается рифлению и обслуживается небольшим экипажем. До настоящего времени применяется рейковое парусное вооружение на 6 ти весельных и 4х весельных ялах и вельботах

            У гафельного вооружения основной парус-грот, раскрепленный нижней шкаториной на гике, а верхней на упирающемся в мачту гафеле, дополняется обычно носовым парусом-стакселем, поднимаемым на штаге. (Разновидностью гафельного паруса является парус гуари с очень длинным гафелем стоящим почти вертикально.) 

 

Этот тип вооружения быстроходных гоночных судов был основным до тех пор, пока ему на смену не пришли еще более эффективные бермудские паруса, главное преимущество которых простота в обращении и лучшие тяговые характеристики. Кстати - применение гафельного парусного вооружения позволяет решить вопрос о проходе парусных яхт под мостами, так как есть возможность уменьшения высоты мачты, практически сохраняя площадь парусности.

           Бермудский парус не имеет гафеля, что облегчает его постановку. Передняя шкаторина крепится к мачте, а нижняя как и у гафельного паруса к гику.

 Бермудский шлюп сейчас самое распространенное вооружение для яхт.

            Все названые типы парусов, включая прямые, пригодны для установки на любом судне. Нужно лишь иметь четкое представление в каких случаях и для каких целей они будут использоваться, сообразуясь с возможностями имеющегося судна. Например высокобортный катер с надстройкой с установленным простейшим прямым парусом (брифоком ) с конфигурацией прямоугольника или трапеции естественно не получит хорошие ходовые качества но будет продолжать движение  при попутном ветре и удерживаться на курсе  при ходе под мотором на волне в свежий ветер, при этом качка судна заметно уменьшается. Известны случаи, когда грузовые суда, с поврежденными гребными винтами доходили до берега на импровизированных парусах, так капитан грузового судна, который по видимому учился морскому делу на парусниках, натянул люковые брезенты между грузовыми стрелами и прошел под этими парусами более тысячи миль.

            Сбрасывать со счетов даровую энергию ветра еще рано. Пусть же он надувает паруса…
 

 

 

 

Просмотров: 4787 | Добавил: triera-boats | Теги: паруса, типы парусов, какие бывают паруса | Рейтинг: 4.4/5
Всего комментариев: 1
1 triera-boats  
0
Все коментарии и объявления не касающиеся судостроительной или морской тематики -УДАЛЯЮТСЯ

Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика
TOP 100 BOAT SITES
Календарь
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
каталог сайтов

Каталог для качественных сайтов

com - сердце русского интернета" alt="Рускаталог.ком - каталог русскоязычных сайтов">