ОБРАСТАНИЕ СУДОВ.
Любой предмет, конструкция, изделие или прибор, погруженный
в воду естественного водоема, в том числе и корпус судна, неизбежно
подвергается обрастанию.
Обрастание начинается с образования на поверхности,
находящейся в воде, бактериальной слизи. Миллиарды бактерий и одноклеточных
водорослей выделяют густое сиропообразное вещество, образуя слизь, которая
представляет собой прекрасную среду для быстрого обрастания водорослями и
различного рода животными организмами. При благоприятных температурных условиях
слой слизи на корпусе судна быстро увеличивается и может достигать значительной
толщины, причем при движении судна этот слой не смывается. За одинаковое время
на чистой поверхности поселяются 2-3
зародыша, на покрытой слизью 40-50. Периодическое удаление слизи с поверхностей
является необходимым шагом для борьбы с обрастанием, что конечно затруднительно
для больших судов, но вполне приемлемо для лодок, катеров и яхт.
В районах с тропическим или жарким климатом обрастание более
интенсивное, менее интенсивное в умеренных, средних широтах, и менее
значительное в северных.
Из морских
животных, поселяющихся на подводной части корпуса наиболее распространены
балянусы, мидии, мшанки, морские уточки, гидроиды, в районе пояса переменных
ватерлиний развиваются преимущественно водоросли различного типа.
Обрастание
начинается при стоянке судна в гавани, но на тихоходных, водоизмещающих судах
оно может происходить и во время движения, если скорость омывающего потока не
превышает 25м\мин.Быстрее всего обрастают катера, яхты и лодки, которые 70-90%
эксплуатационного времени находятся у причала, по этой же причине обрастают
пассажирские или другие суда, которые простаивают в гаванях 40-60%
эксплуатационного времени, менее всего обрастают грузовые и другие рабочие
суда, которые находятся у причалов 5-10% времени, и совсем не подвержены
обрастанию суда, в основном малые прогулочные, которые хранятся на суше,
т.е.поднимаются на берег сразу по окончании рейса. При
более высоких скоростях обрастание обычно не происходит. Интенсивность
обрастания зависит от температуры воды, и от района плавания, о чем уже
говорилось выше.
Обрастание
подводной части корпуса судна относится к наиболее сложным и трудноустранимым
явлениям. Биомасса обрастаний в северных районах (Север Атлантики, в белом и
Баренцевом морях составляет в год 2-5 кг \ м.кв. В Азовском, Каспийском, Черном и
Средиземном 40-100 кг
\м. кв. Толщина обрастаний может достигать 10см.
Обрастание
судов приводит в первую очередь к ухудшению эксплуатационных характеристик :
уменьшению скорости, за счет увеличения сопротивления воды движению судна, в
первую очередь сопротивлению трения. Для преодоления этого сопротивления
требуется увеличение потребляемой мощности на валу, что соответственно ведет к
увеличению расхода топлива. Трубопроводы, используемые для снабжения судна
морской водой, относятся к местам, особенно благоприятным для развития морских
животных и растений. Поэтому всегда существует опасность выхода из строя этих
систем вследствие скопления оторвавшихся организмов у клапанов, сопл и в других
узких местах . Замечено, что трубы с постоянным сильным током водыобычно не
подвергаются обрастанию в отличие от труб со слабым водотоком, или от таких, в
которых вода на короткие промежутки времени остается без движения.
Обрастание днищевых или транцевых датчиков эхолотов, лагов,
спидометров находящихся постоянно под водой, резко снижают эффективность их
действия и в связи с этим затрудняют эксплуатацию судов.
Кроме
нарушения нормальных условий
эксплуатации судов, обрастание вызывает повреждение защитных покрытий, что
способствует появлению язвенной коррозии. Повреждение защитной окраски
происходит различными путями. Организмы с твердыми раковинами прикрепляются к
покрытию настолько прочно, что при отделении раковины вместе с ней отделяется и
часть покрытия. Балянусы повреждают покрытие вследствие особенности своего
роста. Края растущего домика очень остры и имеют клиновидное сечение. По мере
роста основания края раздвигаются и , если пленка краски не очень твердая,
углубляются в нее, а иногда прорезают до металла. На корпусе судна обрастание
начинается с района переменной ватерлинии, где вдоль верхнего края , омываемого
водой, растут зеленые водоросли. На несколько сантиметров ниже поселяются
балянусы, которые по мере увеличения глубины становятся все многочисленнее,
здесь же появляются мидии, мшанки, гидроиды и другие морские организмы. Средняя
и кормовая часть судна обрастают сильнее, чем носовая, что объясняется более
интенсивным движением воды в этом районе.
Борьба с
обрастанием подводной части корпусов судов представляет сложную задачу,
нерешенную окончательно и в настоящее время. Хотя теперь известно несколько
способов борьбы с обрастанием, наиболее простым и самым распространенным (и
самым важным) является окраска судов специальными необрастающими красками
изготовленными на различной основе, различного назначения в зависимости от
района эксплуатации, назначения судна, материала корпуса, ходовых характеристик,
вида биологического обрастания в Вашем регионе и пр.
|