12:49 Малые транспортные парусники - может быть? |
Еще сравнительно недавно в любом порту Черного моря можно было встретить небольшие торговые шхуны, перевозившие грузы в небольших каботажных плаваниях….. Всем известны имена Ушакова, Нахимова и Казарского, многие знают названия кораблей - бриг «Меркурий», броненосец «Потемкин», линкор «Императрица Мария».Но никто не знает ни одного названия торговых парусников обеспечивших славу флотоводцев и кораблей. Нет в истории имен капитанов, водивших своих «роботяг» в штили и шторма. Кто были эти люди, что за суда они водили? Kто и как их строил? B чем причина гибели этого многочисленного флота, и чем он интересен нам нынче? Торговый парусный флот на Черном
и Азовском морях с допетровской эпохи строился и эксплуатировался Украинцами и
Греками. Это были выходцы из мещан, казаков и крестьян, объединявшихся в
небольшие артели под руководством «вольных» мастеров. Во всех портах Днепро -
Бугского лимана и Азовского моря , в Херсоне и Николаеве,Голой пристани и
Алешках (Цурупинск),Бердянске и Мариуполе закладывали они свои парусники. Основу флота составляли бриги, шхуны и бесчисленное множество дубов и шаланд. Команда этих парусников обычно состояла из капитана (зачастую он же являлся владельцем судна), боцмана (старого), пары «хлопцев» и «малого»-юнги, исполнявшего так же роль «кухаря». Нередко экипаж был семейным, и судно для него являлось и домом и состоянием и средством заработка. Такая небольшая команда вполне справлялась даже со 100 тонной щхуной, однако работу при этом никак нельзя назвать легкой и безопасной. По свидетельству знаменитого парусного капитана Лухманова, который в юности ходил на черноморских парусниках, большинство из них не имели даже элементарного навигационного оборудования. Интересен язык возникший в этой среде. Сам флот создавался еще до коренных реформ Петра I, отсюда и языковое влияние с юга - итало-греческое, а не с севера, насаждавшееся несколько позже официальным путем. Смесь итальянских и греческих морских терминов подвергалась весьма сильной обработке, зазвучав в матросских глотках как-то более по украински, не попав однако на страницы официальных пособий и учебников из за своего плебейского происхождения. Вместо носа была «прова», а вместо кормы «пупа». Руль назывался «тимоном», а рулевой «тимоней». Шпангоут-«тагун», мачта –«щегла», якорь-цепь-«кадина». Так же необычно звучали румбы компаса – «трамонте», «леванте», «острия», «поненте». Казалось бы, что такого особенного могли противопоставить небольшие парусные суденышки громадным и вполне современным на то время пароходам. Однако, как утверждает статистика даже в 1924 году , когда победа пара над парусом ни у кого не вызывала сомнения, каботажные парусные суда частных владельцев успешно конкурировали с государственным флотом. Вот что писал инженер Белоконь в журнале «Торговый флот» за декабрь 1924 года: «Частновладельческий парусный и парусно-моторный флот на Черном и Азовском морях вырос в довольно крупную величину и в каботажных перевозках начинает выступать в качестве конкурента Государственного пароходства. Наибольшей величины перевозки частного флота достигают в районах Одесса-Николаев-Херсон, Новороссийск-Анапа-Керч, составляя в среднем 50% по ввозу от всех перевозок ГОСЧАПА (Государственное Черноморско-Азовское пароходство). В навигацию 1923-24гг частновладельческий флот на Черном море состоял из 343 судов, общей грузоподъемностью 770750 пудов(около 12500т). Этот флот перевозил 61% грузов от объема государственных перевозок. По ряду грузов (рыба,фрукты,овощи,соль,лес) парусные суда успешно конкурировали с пароходами главным образом на коротких маршрутах ( в среднем 109 миль). Итак не пар погубил паруса. Конец частного парусного флота никак нельзя назвать естественным. С полной и окончательной победой социализма и борьбой с частной собственностью огромный флот стал на прикол., а попытки реанимации в рамках госструктур ни к чему хорошему не привели, принятый в эти годы КЗОТ так раздул штаты, что эксплуатация малых судов стала экономически невыгодной. К тому же пришла пора гигантомании. Флот так и сгнил стоя у причалов. Однако это еще не было концом парусного каботажа. Тот же самый экономический расчетзаставил после окончания второй мировой войны заказать в Финляндии серию 500 тонных парусных шхун и баркентин. Заказ 100 судов дал финнам работу, а нам возможность наладить внутренние перевозки. Эти суда эксплуатировались 30 лет. Все помнят немагнитную шхуну «Заря», а Баркентина «Кропоткин» до сих пор можно увидеть в Севастополе в качестве ресторана. Сегодня не нужно идти на поклон к северному соседу, достаточно собственных малотоннажных верфей и рабочие места нам нужны не меньше. Может есть смысл в возрждении малого парусного транспортного флота? Цены на топливо растут, зарубежные поставщики товаров легко доступны. Попробуйте найти летом в Николаеве, Одессе или Херсоне яхту способную ходить в открытом море и при этом простаивающую в яхт-клубе. Вряд ли это получится. Зато вы их легко найдете в Стамбуле, Варне или Констанце. Эти суда там просто работают. Если говорить о технической стороне проблемы, то с уверенностью можно сказать, что сегодняшние парусные суда дадут 100 очков вперед тем, которые эксплуатировались на грузовых линиях в прошлом. Уровень автоматизации может быть как угодно велик и работа моряка уже не будет такой трудной и опасной. Лев Забурдаев 1994 год.
В высокоразвитых странах, таких как Голландия,
Англия, Франция, США, Австралия да и в других так же имеют место малые рабочие парусники,
эксплуатирующиеся на каботажных перевозках, конечно более современные, чем
фелука, с необходимым навигационным
оборудованием и мощными двигателями. Еще в 90е годы Николаевским
КБ «Дизайн группа Ала» под руководством
Александра Кузнецова была разработана концепция малого парусно-моторного транспортного судна НКИ54«ФЕНИКС» Это традиционная для Черного моря двухмачтовая шхуна вооруженная бермудскими парусами с автоматическим стакселем с общей площадью парусности 180 кв.м. Материал корпуса-судостроительная сталь. Главные размерения: Длина-18м, ширина -5,5м, осадка
-1,8м, водоизмещение порожнем\в грузу -25\50 тонн, объем грузового трюма- Может данная тема будет интересна отечественным коммерсантам и на морские просторы Украины вернуться забытые, как казалось навсегда паруса морского флота.
Эта статья как информация к размышлению, - Малые транспортные парусники - может быть? |
|
Всего комментариев: 0 | |
[17.12.2021] |
River Bus Пассажирское судно катамаранного типа |
[10.11.2021] |
Малый промысловый баркас -МПБ650 K |
[25.09.2021] |
Моторный катамаран для рабочих целей |
[08.06.2021] |
Моторный катамаран С52 (52ft) |
[19.03.2021] |
Рабочий катер MWB 140-21 |
[20.02.2021] |
Самоходная баржа зерновоз МСБ 24 |
[09.01.2021] |
Водолазный бот 18м |
[04.01.2021] |
Парусно-моторное транспортное судно «ФЕНИКС» |
[29.12.2020] |
Транспортно -промысловый бот WB870 |
[22.10.2020] |
Парусная яхта Lion 450 |
[17.05.2012] | |
МОТОРНО-ПАРУСНЫЕ ЯХТЫ M O T O R S A I L E R’S (1) |
[14.06.2012] | |
Малые транспортные парусники - может быть? (0) |
[14.07.2012] | |
Катер в условиях волнения на море (1) |
[20.07.2012] | |
Буксирные суда (0) |
[03.08.2012] | |
Соответствие различных единиц измерения длины, перевод морских миль в километры (3) |
[08.08.2012] | |
Великолепное палубное покрытие MARINEDECK2000 Exterior (3) |
[18.08.2012] | |
Обрастание судов (3) |
[03.10.2012] | |
Парусные ткани (7) |
[18.10.2012] | |
Паруса (7) |
[23.09.2014] | |
History Nikolaev (The City of Saint Nicholas) (0) |

