Главная » 2016 » Май » 23 » Плавание в штормовую погоду
09:40
Плавание в штормовую погоду

Плавание в штормовую погоду.

Што́рм — собирательное понятие, обозначающее очень сильный ветер (а также сильное волнение на море), возникающий по различным причинам и в разных областях Земли. Скорость ветра (на стандартной высоте измерений на высоте 6—12 м над поверхностью моря) составляет, по разным источникам, 15—20 м/с и более. По шкале Бофорта понятие шторм соответствует средней силе ветра 20,8—24,4 м\сек. Состояние моря при этом-высокие волны, пена широкими плотными полосами ложится по ветру. Гребни волн начинают опрокидываться и рассыпаться в брызги, которые ухудшают видимость.

Имея на борту прибор анеморумбометр можно определять одновременно и скорость и направление ветра, так увидев по прибору рост скорости ветра до параметров указанных выше, можно считать, что начинается шторм.

Но фактически не существует точной границы, за которой умеренный до сильного ветер считается штормовым.

Ощущение этой границы зависит от опыта команды, типа яхты и курса,которым она идет. Единственным критерием определения штормовых условий, можно пожалуй считать необходимость применения специальных технических приемов для преодоления возросших усилий. Каждый капитан крейсерской яхты должен уметь оценивать дополнительные нагрузки на яхту,которые создает увеличивающаяся сила ветра и волнения. Рассмотрев различные варианты, капитану надо выбрать единственно верный курс, что бы войти в закрытую гавань или попытаться быстрее покинуть район штормовой погоды.

Но если все же шторм застиг в море,  то до определенных условий можно продолжать свое плавание по выбранному курсу, сохраняя скорость и управляемость. Однако ветер и волна могут настолько усилиться, что следование принятым курсом становится опасным, так же как и маневрирование, несмотря на замену рабочих парусов на штормовые. В таких случаях капитан должен принять решение о переходе от плавания к штормованию.

Для того,что бы возникшая ситуация не была для команды неожиданной, все технические приемы с использованием соответственного страховочного снаряжения должны быть заранее отработаны в умеренный ветер.

Подготовка.

Как только станет ясно, что попадания в шторм не избежать, нужно немедленно начать соответствующие приготовления, даже если вы следуете в закрытую гавань.

-Уберите с палубы все незакрепленное оборудование

-надежно закрепите оборудование остающееся на палубе, проверьте все палубные крепления

-внутри яхты уберите, освободите все проходы и закрепите все свободные предметы, чтобы ничего не падало при усилившихся кренах и качке.

-осушите трюма

-задрайте все люки, иллюминаторы и вентиляционные отверстия, через которые может поступать вода

-брандерщит плотно закрыть и открывать только для входа и выхода при необходимости

-команда остающаяся на балубе должна быть одета в теплую водонепроницаемую одежду и иметь индивидуально подогнанные страховочные пояса. Капитан должен следить, что бы команда находящаяся в кокпите (на палубе) пристегивалась к страховочному лееру.

-желательно поесть, потому что в дальнейшем приготовление пищи будет затруднено

-страдающим от морской болезни принять соответствующие таблетки

-если ужидается ухудшение видимости-включите навигационные огни и укрепите радиолокационный отражатель

Тактика.

Капитан прокладывая курс и принимая то или иное решение должен учесть ужесточение условий плавания, опыт команды и надежность судна. Если вы находитесь недалеко от закрытой гавани с известным вам безопасным местом швартовки или якорной стоянки рекомендуется взять курс на него. Но если вход в гавань находится на подветренном берегу, характер волнения в ней не регулярный и глубины недостаточные, стоянка в такой гавани может оказаться опасней чем штормование в открытом море. Всегда старайтесь найти убежище у наветренного берега. Если вы получили штормовой прогноз на стоянке в гавани, удвойте количество швартовых концов и не пытайтесь отходить,пока погода не улучшиться. Если вы находитесь на значительном расстоянии от гавани-убежища и не уверены, что успеете до нее дойти, или стоите на якоре у открытого подветренного берега, тогда лучше переждать шторм в море. При этом старайтесь удерживать яхту так, что бы с подветренного борта была свободная акватория.

Рекомендации.

Независимо от курса следования при усилении ветра необходимо уменьшить площадь парусов путем их рифления или использования меньших штормовых парусов. Ухудшение погоды будет особенно заметно,если вы идетекруто к ветру, тогда уменьшение площади парусов нужно делать очень быстро. В штормовую погоду предпочтение отдают плаванию по ветру, так как яхта испытывает меньшие нагрузки и легче в управлении.

Итак выбирается безопасный курс яхты по отношению к ветру и волне, принимаются меры к снижению скорости с целью уменьшить опасное воздействие ветра и волны на судно. Со времен парусного флота в морской практике существует правило: чем меньше поступательное движение судна относительно волны, тем спокойнее оно ведет себя в штормовом море. На этом правиле и основаны два применяемых в яхтенной практике способа штормования: на попутной волне (его часто называют способом «убегания от шторма») и лежанием в дрейфе. При «убегании от шторма» судно идет курсом фордевинд, скорость вымпельного ветра минимальная и соответственно силы, действующие на паруса, невелики. На этом курсе яхта может нести такие паруса, которые позволяют двигаться с меньшей, чем волна, скоростью и не создают опасной ситуации для яхты в случае ее непроизвольного приведения к ветру. Такой способ штормования возможен, если под ветром имеется акватооия большой протяженности, свободная от навигационных опасностей. На первый взгляд он кажется наиболее безопасным, однако при определенных условиях штормовать на попутной волне опаснее, чем при лежании в дрейфе.

На попутных курсах яхты обладают рыскливостью и требуется немало усилий рулевых, чтобы удерживать судно на курсе. Зарыскивание представляет определенную опасность, так как яхту может развернуть лагом к волне, закренить и даже опрокинуть.

Приходится опасаться также накрытия кормы гребнем попутной волны. Известны многочисленные случаи опрокидывания на попутной волне и при сильной бортовой качке судов разных классов, например рыболовных траулеров, сейнеров и даже абсолютно остойчивых яхт.

Причиной опасного зарыскивания яхт на попутной штормовой волне является избыточная поворотливость, присущая современным яхтам с короткими килями и недостаточным заглублением пера руля. Для удержания яхты на курсе требуется резкая перекладка руля. При зарыскивании яхта получает большой крен и к малозаглубленному рулю прорывается воздух, вследствие чего утрачивается гидродинамическая сила на руле. Яхта теряет управляемость — попадает в «брочинг», что нередко становится причиной опрокидывания яхт в открытом море.

Характер волнения имеет важное значение для успешного штормова-ния. Если длина волны близка к длине яхты, опасность ударов набегающих волн и возможность разворота яхты лагом к волне становится максимальной- Соскальзывая с вершины волны, яхта получает дополнительное ускорение за счет орбитального движения воды, направленного по ходу яхты. Обгон волны опасен. Если скорость яхты выше скорости волны, ее надо снизить. Если длина волны больше длины яхты, вероятность накрытия палубы волной невелика. Морская практика знает немало примеров, когда крупные суда гибли, а шлюпки с людьми безопасно переносили тяжелое волнение.

Судно, идущее с меньшей скоростью, чем орбитальная скорость на вершине волны, легче приспосабливается к волнению, удерживаясь на курсе кормой к набегающим волнам.

Успех в борьбе со штормом во многом зависит от обводов яхты. Глубокосидящие яхты с длинным килем лучше противодействуют волнам и устойчивее держатся на курсе. Повышению устойчивости на курсе способствуют смещение в нос центра парусности (ЦП) и дифферент на корму.

Для уменьшения скорости яхты приходится искать способы ее торможения.

Например вытравить за корму петлю тяжелого каната длиной не менее 45 метров. Канат проводят через кормовые клюзы и вокруг лебедки, а затем закладывают за утку. Для этой цели лучше подходят тросы, обладающие плавучестью — манильские и полипропиленовые. Тросы могут быть и составными, связанными из коротких концов.

Буксируемые тросы создают тормозящий эффект, который способствует устойчивости яхты на курсе, снижает ее скорость хода и служит средством, ломающим набегающие на корму волны с опрокидывающимися гребнями.

Некоторые капитаны практиковали буксировку за кормой тросов с закрепленными за ними старыми автопокрышками или с подручным металлическим балластом. Буксировка тросов еще не гарантирует стабильную устойчивость на курсе. Лучше поставить небольшой штормовой стаксель, смещающий ЦП к носу яхты.

Оправдал себя и способ несения штормового стакселя в ДП с туго выбранными на оба борта шкотами, играющего роль стабилизатора.

Хорошей эффективностью обладают современные штормовые спинакеры, отлично удерживающие яхту на курсе (см. «КЯ» №31). На яхтах, имеющих два передних паруса, кливер-шкоты выбирают втугую, а стаксель несут выбранным на ветер — этим добиваются достаточной устойчивости судна на курсе. Необходимо обратить внимание на опасность несения на фордевинде при крупном штормовом волнении зарифленного грота с заведенными завал-талями и подобранными топенантами. Последнее не исключает зарывание гика в волну, что вызовет колоссальное сопротивление и разворот яхты под ветер, а также возможное повреждение такелажа и рангоута. Поэтому в штормовую погоду вместо грота необходимо нести трисель, произвольная перекладка которого на другой галс не вызывает особых последствий.

При очень сильном ветре щтормуют на попутной волне, убрав все паруса, кроме штормового стакселя малого размера, с выбранными на оба борта стаксель-шкотами. При этом буксируются вытравленные за корму тросы, количество которых и длина зависят от обводов яхты, водоизмещения и гидрометеорологической обстановки. Важнейшее условие при этом — не утратить скорость хода, необходимую для управления яхтой. Крейсерские яхты при ветре 9 баллов имеют ход под рангоутом 4,5—5,5 уз, при 10-балльном — 7 и более узлов. Такие скорости считаются небезопасными для яхты и прочности рулевого устройства, поэтому при плавании на штормовой попутной волне скорость стараются снизить применением буксируемых тросов до 2—4 уз.

Другой технический прием,это отдать с кормы плавучий якорь, но он может слишком сильно затормозить яхту и она потеряет ход на больших волнах. Плавучий якорь можно отдать так же с носа, что бы развернуть яхту носом к ветру и уменьшить дрейф. Но в результате этого, яхта может стать лагом к волне, углом к ветру и накрениться. Опасность заключается в том,что волны могут развернуть яхту бортом к ветру, и если они достаточно большие вызвать опрокидывание яхты. Если вы видите что это может произойти,нужно развернуть яхту и дрейфовать по ветру, или при отсутствии достаточной свободной акватории использовать плавучий якорь.

Когда яхта идет без парусов, надо постоянно ею управлять. В сильные ветры, если яхта идет со слишком большой скоростью, волны будут обрушиваться на корму и следует попытаться затормозить яхту одним из способов описаных выше.

Если погодные условия продолжают ухудшаться и вы чувствуете, что команда подвергается реальной опасности, может возникнуть необходимость применения аварийных мер и подача сигнала с просьбой о помощи.

(составлено по материалам статей на данную тему)

Просмотров: 269 | Добавил: triera-boats | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Статистика
TOP 100 BOAT SITES
Календарь
«  Май 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
каталог сайтов

Каталог для качественных сайтов

com - сердце русского интернета" alt="Рускаталог.ком - каталог русскоязычных сайтов">