Главная » 2012 » Август » 18 » Обрастание судов
12:34
Обрастание судов

ОБРАСТАНИЕ СУДОВ.

 

Любой предмет, конструкция, изделие или прибор, погруженный в воду естественного водоема, в том числе и корпус судна, неизбежно подвергается обрастанию.

Обрастание начинается с образования на поверхности, находящейся в воде, бактериальной слизи. Миллиарды бактерий и одноклеточных водорослей выделяют густое сиропообразное вещество, образуя слизь, которая представляет собой прекрасную среду для быстрого обрастания водорослями и различного рода животными организмами. При благоприятных температурных условиях слой слизи на корпусе судна быстро увеличивается и может достигать значительной толщины, причем при движении судна этот слой не смывается. За одинаковое время на чистой поверхности поселяются  2-3 зародыша, на покрытой слизью 40-50. Периодическое удаление слизи с поверхностей является необходимым шагом для борьбы с обрастанием, что конечно затруднительно для больших судов, но вполне приемлемо для лодок, катеров и яхт.

В районах с тропическим или жарким климатом обрастание более интенсивное, менее интенсивное в умеренных, средних широтах, и менее значительное в северных.

            Из морских животных, поселяющихся на подводной части корпуса наиболее распространены балянусы, мидии, мшанки, морские уточки, гидроиды, в районе пояса переменных ватерлиний развиваются преимущественно водоросли различного типа.

            Обрастание начинается при стоянке судна в гавани, но на тихоходных, водоизмещающих судах оно может происходить и во время движения, если скорость омывающего потока не превышает 25м\мин.Быстрее всего обрастают катера,  яхты и лодки, которые 70-90% эксплуатационного времени находятся у причала, по этой же причине обрастают пассажирские или другие суда, которые простаивают в гаванях 40-60% эксплуатационного времени, менее всего обрастают грузовые и другие рабочие суда, которые находятся у причалов 5-10% времени, и совсем не подвержены обрастанию суда, в основном малые прогулочные, которые хранятся на суше, т.е.поднимаются на берег сразу по окончании рейса.   При более высоких скоростях обрастание обычно не происходит. Интенсивность обрастания зависит от температуры воды, и от района плавания, о чем уже говорилось выше.

            Обрастание подводной части корпуса судна относится к наиболее сложным и трудноустранимым явлениям. Биомасса обрастаний в северных районах (Север Атлантики, в белом и Баренцевом морях составляет в год 2-5 кг \ м.кв. В Азовском, Каспийском, Черном и Средиземном 40-100 кг \м. кв. Толщина обрастаний может достигать 10см.

            Обрастание судов приводит в первую очередь к ухудшению эксплуатационных характеристик : уменьшению скорости, за счет увеличения сопротивления воды движению судна, в первую очередь сопротивлению трения. Для преодоления этого сопротивления требуется увеличение потребляемой мощности на валу, что соответственно ведет к увеличению расхода топлива. Трубопроводы, используемые для снабжения судна морской водой, относятся к местам, особенно благоприятным для развития морских животных и растений. Поэтому всегда существует опасность выхода из строя этих систем вследствие скопления оторвавшихся организмов у клапанов, сопл и в других узких местах . Замечено, что трубы с постоянным сильным током водыобычно не подвергаются обрастанию в отличие от труб со слабым водотоком, или от таких, в которых вода на короткие промежутки времени остается без движения.

Обрастание днищевых или транцевых датчиков эхолотов, лагов, спидометров находящихся постоянно под водой, резко снижают эффективность их действия и в связи с этим затрудняют эксплуатацию судов.

            Кроме нарушения  нормальных условий эксплуатации судов, обрастание вызывает повреждение защитных покрытий, что способствует появлению язвенной коррозии. Повреждение защитной окраски происходит различными путями. Организмы с твердыми раковинами прикрепляются к покрытию настолько прочно, что при отделении раковины вместе с ней отделяется и часть покрытия. Балянусы повреждают покрытие вследствие особенности своего роста. Края растущего домика очень остры и имеют клиновидное сечение. По мере роста основания края раздвигаются и , если пленка краски не очень твердая, углубляются в нее, а иногда прорезают до металла. На корпусе судна обрастание начинается с района переменной ватерлинии, где вдоль верхнего края , омываемого водой, растут зеленые водоросли. На несколько сантиметров ниже поселяются балянусы, которые по мере увеличения глубины становятся все многочисленнее, здесь же появляются мидии, мшанки, гидроиды и другие морские организмы. Средняя и кормовая часть судна обрастают сильнее, чем носовая, что объясняется более интенсивным движением воды в этом районе.

            Борьба с обрастанием подводной части корпусов судов представляет сложную задачу, нерешенную окончательно и в настоящее время. Хотя теперь известно несколько способов борьбы с обрастанием, наиболее простым и самым распространенным (и самым важным) является окраска судов специальными необрастающими красками изготовленными на различной основе, различного назначения в зависимости от района эксплуатации, назначения судна, материала корпуса, ходовых характеристик, вида биологического обрастания в Вашем регионе и пр.

Просмотров: 3430 | Добавил: triera-boats | Теги: обрастание корпуса, Обрастание судов | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Статистика
TOP 100 BOAT SITES
Календарь
«  Август 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
каталог сайтов

Каталог для качественных сайтов

com - сердце русского интернета" alt="Рускаталог.ком - каталог русскоязычных сайтов">